Между "Ангелом" и "Бесом".
Интервью с Павлом "Вамп" 16.01.2000
- Павел, как все началось?
- Все началось с того, что я захотел сделать себе татуировку.
- Ну и когда же ты захотел сделать себе татуировку?
- Приблизительно в 1996 году.
- А как возникло такое желание? Почему вдруг татуировка, может быть, проще было вставить себе серьгу в ухо?
- Ну, во-первых, серьга в ухе у меня уже была, да и не одна, а татуировку я видел на других людях, мне это нравилось, да и вообще сие творчество меня привлекало своим таинством, какой-то неопределенностью, непознанностью.
- Я смотрю на тебе достаточно много татуировок, а кто был тем первым, "попортившим тебе шкуру"?
- Первым, собственно и последним, был Воронежский мастер "Ангел". Именно в процессе набивания "своей первой" я и проникся этим искусством.
- Есть ли у тебя профессиональное художественное образование? Если да, то какое?
- У меня за спиной Детская Художественная Школа, плюс к этому - Воронежское Художественное Училище по классу художник-оформитель, профиль - реклама в городской среде.
- Сколько времени ушло на набивание твоей первой татуировки?
- Делали мне ее порядка восьми часов.
- ???
- Не надо забывать, что работа производилась старой примитивной машинкой в одну иглу.
- Ну а потом?
- Потом я по "Ангеловским" эскизам сделал себе такую же машинку и, как говорится, он стал тем первым человеком, кто выписал мне "путевку в жизнь" на этом поприще.
- Помнишь первую татуировку, выполненную самим тобой?
- Честно говоря, не помню. Помню только то, что колоть я стал сразу нормально, без "партаков", наверное, сказывалось художественное образование. Нет, не вспомню, по-моему, забивал какой-то бывший синяк.
- Тебе сразу доверили такую сложную работу, как закрытие старой татуировки?
- Я же тебе говорю - мне сразу все очень легко далось, сразу появился свой почерк.
- Да, я это вижу по твоим работам. Просто многие мастера, с которыми я беседовал, вышли на такой уровень в процессе многолетней работы. А ты прошел этот путь всего в течении каких то трех лет?
- Ну, я даже и не знаю, что тебе на это ответить.
- Ладно, продолжим. Какими красками начинал работать?
- Как и все, наверное, - "ротрингом".
- Я слышал, что "ротринг" - это краска для цветных принтеров?
- Нет, у тебя не правильная информация. Это краска для рапидографа.
- ???
- Рапидограф - ручка, используемая в черчении, заправляющаяся тушью. Но не надо думать, что я работал только "ротрингом". Была и немецкая, и голландская краска, другое дело, что ее было очень трудно достать. Привозили нам ее в порошке, а "бодяжили" (Прим.: разбавляли) краску мы уже сами.
- Ну и как же вы ее "бодяжили"?
- В соответствии с нормами, по инструкции к ней прилагаемой.
- Ну и каковы же нормы?
- В определенной пропорции добавляли изопропиловый спирт, глицерин и дистилированную воду. Сейчас все это уже устарело.
- Какой краске отдаешь предпочтение в данный момент?
- "Мики Шарпс", поскольку она наиболее яркая и сочная.
- Какими машинками пользуешься?
- Индукционными, тоже "Мики Шарпс".
- Что, с твоей точки зрения, является профессионализмом в татуировке?
- Качественное исполнение работ. Сюда входит и исполнение эскиза татуировки на таком уровне, каким хочет видеть его клиент, и возможность перенести его на кожу в точности, без всяких изъянов так, чтобы клиент был максимально доволен и цветом, и работой в целом. А все остальное - это стандартные нормы стерильности. Использование одноразовых игл и выполнение норм по стерилизации остального оборудования.
- Должен ли мастер, считающий себя профессионалом, работать профессиональным оборудованием?
- Я думаю, что каждый мастер, стремящийся делать серьезные вещи, должен стремиться работать профессиональным оборудованием.
- Какие стили и направления предпочитаешь в татуировке?
- Реализм, Биомеханика. Очень люблю декоративные плотнопрокрашенные орнаментальные работы. Графику.
- Я сейчас очень много слышу о графитном стиле в татуировке, что это такое?
- Всевозможные надписи, рисунки, важно, чтобы все было ярко и броско.
- А как ты сам относишься к графити? Я слышал, что ты участвовал в конкурсе МТВ, проводимом прошлой зимой в Крылатском, и даже занял призовое место?
- И не только.
- Что не только?
- Я участвовал не только в конкурсе МТВ.
- Это приятно, но разговор не об этом. Расскажи о возрастных категориях художников графити?
- Да у искусства вообще нет возраста.
- Значит, для тебя графити искусство, а не стенное хулиганство?
- В любом искусстве, в том числе и в графити, должен присутствовать элемент хулиганства, иначе оно не будет живым. Да, графити для меня искусство. Весь вопрос только в том, кто им занимается: человек всю жизнь писавший на стенах Х... и тому подобные вещи, или же профессиональный художник. Все дело в подходе и отношении к этому. А хулиганство и экспрессия - вещи между собой очень схожие. Все дело в подоплеке.
- А как отличить профессионала от непрофессионала?
- Да не надо заниматься этим неблагодарным занятием. Самое главное - чтобы это (графити) радовало человеческий глаз.
- Значит ли это, что людей, расписывающих стены, можно назвать художниками?
- Можно, если и не по общепринятым канонам, то, хотя бы, по любви, по отношению к этому делу.
- Чем тебя привлекает графити?
- Чувством объема. Своевременностью по отношению к молодежной моде.
- Значит ли это, что татуировщик должен следовать моде?
- Ну а почему бы и нет. Новое течение всегда интересно, оно открывает новые возможности для творчества.
- Графити рисуется от вольного, прямо на стене, или, как и в тату, готовится предварительно эскиз?
- Когда как,все зависит от мастера. Я предпочитаю разработать предварительный дизайн композиции. Это в дальнейшем во многом упрощает работу. Не приходится заниматься неблагодарным выравниванием не там проведенных линий, ну и как следствие - значительная экономия дорогостоящей краски.
- А не бывает обидно за то, что графити, как произведения, долго не живут? Их закрашивают маляры или забамбливают другие графитчики?
- Если графити нелегальное, то, естественно, 99 процентов, что его закрасят или забомбят. Все графитчики это понимают. Поэтому я предпочитаю выполнять заказные вещи, будь то оформление дискотек, модных магазинов или же частных офисов.
- Бывает даже так?
- Конечно, это ты, брат, просто подотстал.
- Ну, спасибо.
- Да ладно, не обижайся. Я шучу, в конце концов, никто не обязан этим заморачиваться.
- А сколько стоит заказное графити?
- Четких фиксированных цен нет. Все зависит от того, кто покупает краску, сколько ее уйдет на исполнение заказа. Опять же, все зависит от сложности рисунка. Короче, цены договорные.
- Я слышал, в графити есть такие моменты, когда один рисунок выполняют несколько художников? С чем это связано?
- Как правило, с длительностью и объемностью той или иной работы. Особенно, когда она исполняется на заказ в заранее оговоренные сроки. Или же, если это связано с конкурсами графити, когда работа большая, а время проведения ограничено (бомбер).
- Увлеклись мы с тобой графити, вернемся к татуировке. Чем она для тебя является?
- Прежде всего, это то дело, которым я люблю заниматься. Потом, это возможность зарабатывать деньги собственным творчеством. Короче, тату - это тот вид искусства, которым я в данный момент живу.
- Работаешь ли ты в данный момент в каком-либо салоне или предпочитаешь сидеть, как многие мастера, на квартире?
- В данный момент я работаю в Московском Тату Центре.
- Сколько ты там получаешь, если не секрет?
- Я работаю в процентных отношениях - 40 к 60.
- Какова цена за "сигаретную пачку" в салоне?
- Приблизительно 100 долларов по текущему курсу, в зависимости от сложности работы.
- Как распределяется работа среди мастеров в салоне, нет ли жесткой конкуренции?
- Конкуренции нет, поскольку клиент, как правило, приходит к своему мастеру. Ну а если это человек со стороны, то им занимается мастер, который свободен в данный момент, либо мастер, которому тема клиента более близка по стилю.
- Я слышал, что есть тенденция, если человек сделал первую татуировку у того или иного мастера, то все последующие он делает только у него? И все мастера очень ревностно к этому относятся?
- Да нет, такой тенденции не существует. Если тебе понравилось, как мастер сделал тебе татуировку, ты к нему обязательно вернешься и во второй, и в третий раз, ну а если нет, то никто клиента неволить не станет. Да и невозможно это сделать. Все зависит от тебя самого, от уровня твоего творчества, твоего профессионализма, твоего умения общаться с клиентами. Потом, здесь есть специфические моменты. Например, один мастер лучше работает в реализме, другой делает лучше работы в биомеханике, третий вообще универсален. Так что, все очень относительно.
- А как характеризуешь себя ты сам?
- Я считаю себя универсальным мастером. Могу работать в любом стиле одинаково хорошо. Я понимаю, что это звучит сейчас бездоказательно, но для того, чтобы это понять, надо видеть мои работы, выполненные в различных стилях. Надо иметь возможность сравнить, поскольку все познается в сравнении.
- Как ты предпочитаешь работать? Переводишь эскиз на кальку или же работаешь сразу на теле?
- Я предпочитаю первое, поскольку, когда эскиз заранее приготовлен, у клиента есть дополнительная возможность сравнить рисунок с оригиналом. Насколько точно и четко выполнена работа. Это мне льстит.
- Рисуешь ли ты тот или иной мотив от вольного или пременимо к той или иной части тела?
- Рисую от вольного, но всегда советую, на какой части тела он будет наиболее эффектно выглядеть. Поскольку очень многое зависит от анатомии, от пластики мышечного массива. Если клиент настаивает, то стараюсь подогнать эскиз под ту часть тела, на которой он будет расположен.
- Этично или нет делать глубоко философскую работу на заднице?
- Философия у всех разная... Желание клиента - закон. Кто платит деньги - тот и заказывает музыку...
- В данный момент ты работаешь в салоне, а нет ли желания в перспективе открыть собственную студию, собственную творческую мастерскую?
- Желание есть, но это не самоцель.
- Творчество каких тату-художников тебе наиболее близко?
- Мне нравятся работы Пола Боса, Гая Ачисона, Роба Коса и Айрона Кейна.
- Что ты можешь посоветовать клиенту, решившему в первый раз сделать себе тату?
- Ну, во-первых, быть очень разборчивым при выборе мастера. В первую очередь надо обратить внимание на фотографии его работ, в идеале, увидеть их вживую. И если мастер не в состоянии предоставить данную информацию, то лучше не рисковать и обратиться к другому. Второй немаловажный фактор - это стерильность и одноразовость. Я уже об этом говорил. Третий фактор - умение мастера рисовать - тоже немаловажен. Поскольку сейчас многие делают татуировки, не имея элементарных представлений о раскладе теней и тому подобных вещах. Многие горе-татуировщики, зарабатывая себе на пиво, занимаются неблагодарным забивом чужих мотивов, при этом ни на минуту не задумываясь о качестве... Я всегда говорю клиенту: "Татуировка не навсегда, но на всю жизнь..." (Если Вам все равно как будет выглядеть Ваша работа и Вам наплевать на собственное здоровье и здоровье Ваших близких, то можете не придавать значение этому ответу. Прим.авт.)
- И последнее. В ближайшее время состоится очередной конкурс графити в Крылатском, нет ли планов в нем поучаствовать?
- Есть.
- А что для этого нужно?
- Нужно привезти свои эскизы и подать заявку. Потом выдержать конкурсный отбор, и, вперед.
- Даст Бог - свидимся...
Беседовал КрыСОЛОВ.
|