Татуированный монах.

Интервью с известным питерским татуировщиком записано 3 сентября 2000 года в его студии после глубоко разочаровавшего нас байк - фестиваля "Werewolf-2000".

- Привет! Как бы ты хотел, чтобы я тебя представил?
- Да, наверное, как всегда и везде - Алексей "Монах".

- Как давно ты занимаешься татуировкой?
- Около 15 лет. Приблизительно с зимы 1985 года. Началось все с детского увлечения. Тыкали друг друга иголочкой с ниточкой, предварительно обмакнув ее в чернила.

- Оригинальное детское увлечение!? И это притом, что садомазохизм, говорят, прерогатива взрослых дяденек и тетенек.
- (Смеется.)

- Ну и что же было дальше?
- А дальше все переросло из банальных "детских шалостей" в серьезное, осознанное хобби.

- А как вообще возникло желание заниматься тату? Откуда, как говорят, ветер дует?
- Да откуда, откуда!? Из бани да с пляжей. Только в этих местах, наверное, и можно было увидеть "расписных".

- Но роспись то росписи рознь?
- Безусловно. На одном "перце" увидел серьезно исполненный "иконостас". Помню меня это и цепануло за живое. Ну а дальше пошло поехало. Захотелось самому попробовать.

- Ну и естественно любимое занятие плавно переросло в профессиональную деятельность!?
- А ты, между прочим, зря иронизируешь. Каждый мастер стремится зарабатывать собственным творчеством. В застойные времена, как и все, сидел на дому, а в 92 году поступило предложение работать в салоне. Честно признаюсь, долго меня уговаривать не пришлось, я сразу за это ухватился.

- Кто предложил, если не секрет?
- Мои знакомые, у которых на Невском проспекте был свой салон красоты. До этого момента они достаточно помотались по миру, посмотрели, как это дело организовано на западе, и у них появилась идея фикс - сделать нечто подобное у нас в городе.

- А не возникло ли у них проблем с оформлением? Или же татустудия была представлена как салон косметологии?
- Нет, с самого начала мы начали работать под вывеской "Студия татуировки".

- И с властями проблем не было!?
- Нет. Думаю, там было все "схвачено" и договорено на достаточно серьезном уровне. С того момента и по сей день, проблем никогда не возникало ни с санэпидемстанциями, ни с чиновниками.

- Поразительно!? Открыть подобный салон в Москве - просто "вешалка". Городские структуры постоянно вставляют "палки в колеса".
- Я в курсе. Мы в свое время пытались открыть тату-салон на ВДНХ, ныне ВВЦ. Полнейшая "засада". Ни стритлайн поставить, ни с СЭСом вопрос решить. Одним словом отстой. Пока ситуация не изменится, больше и пытаться не будем.

- Как ты думаешь, с чем это связано?
- С бюрократией. Еще до конца не изжито набившее оскомину понятие "не пущать". Питер в этом плане более радикальный город. Здесь все гораздо проще.

- Какие расценки на тату в Питере на данный момент?
- Любой профессионал начинает работать минимум от 50 долларов. Ну а дальше все зависит, что называется, от имени и от уровня. Например, в моем исполнении работа стоит 80 долларов в час.

- Ты работаешь как западные мастера, беря почасовую плату!? А в Москве мастера "выставляют счет" в зависимости от объема композиции.
- Я в курсе. Все дело в том, что я достаточно много времени проработал в Германии, и считаю, что такой вариант оплаты наиболее выгоден как мастеру, так и клиенту. Конечно, можно растянуть работу величиной со спичечный коробок и на три часа, но если я так сделаю, то больше ко мне никто не придет, что в условиях сегодняшней конкуренции чревато последствиями. Ты пойми, ведь и трайболический орнамент можно тоже измерить не по объему, который он на самом деле занимает, а по его длине. Так что, все относительно. Все зависит от честолюбия и совести мастера.

- А за какое время реально сделать работу величиной со спичечный коробок?
- В зависимости от ее сложности. Самую простейшую "традишн" можно сделать и за 30 минут. А в среднем - около полутора часов.

- Много сейчас клиентов у питерских татуировщиков?
- Все зависит от имени, pаскpученности и pаскаченности места. Например, в данном месте немного. А если бы это было где-нибудь на Лиговском проспекте в центре, ситуация бы выглядела по-другому. Но, с другой стороны, здесь и аренда гораздо дешевле.

- И какая же?
- Двести баксов в месяц.

- Какими машинками или машинками какого типа, ты предпочитаешь работать?
- Машинками роторного типа.

- Почему?
- Я считаю их наиболее удобными. Они работают мягко и не так рубят кожу, как индукционные.

- Но они же менее мощные, нежели индукционные?
- А мне не нужна мощь, я работаю, максимум, в пять иголок. Для такого количества их мощности вполне достаточно.

- Каким фирмам-изготовителям отдаешь предпочтение?
- Революшн. Микки Шаpпс.

- Какие стили исповедуешь?
- Фэнтэзи. Реализм.

- Какие цены на краску и оборудование в Питере?
- Краска Микки Шаpпс 100 миллилитров - 40 долларов. Тысяча игл для тату стоят 120 долларов.

- Я знаю, ты занимаешься обучением начинающих мастеров. Какова стоимость, и сколько времени занимает учебный процесс?
- Месячный курс обучения на тему художественной татуировки стоит полторы тысячи долларов. Перманентный макияж - две тысячи. В процессе обучения я помогаю человеку приобрести краски и оборудование по реальным, а не спекулятивным ценам. В конце обучения он получает официально зарегистрированный диплом международного образца, подтверждающий его квалификацию, котирующийся как в России, так и на Западе. После обучения и окончания предварительной практики я, по желанию обучаемого, за определенный процент, устраиваю его на работу в ведущие татусалоны города Санкт-Петеpбуpга.

- Прямо так все солидно и официально?
- Ну а как иначе. Тату бизнес такое же серьезное дело, как и любое другое, касающееся работы с людьми и связанное с зарабатыванием денег. Все должно происходить на уровне и по схеме, дабы впоследствии не возникало необоснованных претензий.

- Казалось бы, Москву от Питера отделяют какие-то 800 км, а разница в уровне организации и подходе к тату-бизнесу колоссальная. Такое ощущение, что нас разделяют столетия!?
- Просто, в отличие от Вас, у нас все поставлено на официальный, серьезный, деловой уровень. Стараемся.

- Если не секрет, работаешь под крышей?
- Ну, как под крышей? Дело в том, что я, в свое время, делал татуировки достаточно уважаемым и авторитетным людям, и если бы даже возник какой-либо прецедент, то достаточно сделать один нужный звонок, и все дела будут решены в одночасье. И потом, татуировщик - достаточно уважаемая профессия в определенных кругах...

- Чем ты еще занимаешься или увлекаешься, помимо татуировки?
- Занимаюсь пиpсингом, а увлекаюсь - боди-аpтом.

- Сколько стоит прокол в твоем исполнении?
- Пупок - 30 баксов, гениталии - от сотки, ухо - простой прокол 10 баксов, сложный - двадцатка, козелок - 20 баксов.

- Без стоимости украшений?
- Без. Все украшения стоят в пределах 5-10 долларов.

- Я смотрю, у тебя в ухе прокол в виде большой дыры. Как это делается? Такое впечатление, что вырублен кусок кожи приспособлением, применяемым при изготовлении пыжей к охотничьим патронам.
- Вначале в стандартный прокол вставляется кольцо большого диаметра, затем с помощью расширителей вставляется растяжка. После этого вставляется тоннель, который, по желанию, можно увеличивать до необходимого диаметра. Все очень просто. Проблема лишь в том, что на это уходит много времени.

- Считаешь ли ты боди-арт искусством?
- Если бы не считал, наверное, и не занимался бы. Только боди-арт - это, пожалуй, самый неблагодарный вид изобразительного искусства. Бывает, пыхтишь над композицией в течение шести часов ради двух - трех минут показа, и, вдруг, начинаешь с болью в сердце осознавать, что достаточно всего нескольких секунд и беспощадная вода уничтожит все твое творчество. Финал достаточно обиден, но сам процесс! Оно того стоит...

- Монах, ты у нас, в некотором роде, кинозвезда. Снялся в роли самого себя в сериале "Улицы разбитых фонарей". Как это произошло?
- Очень просто. По сюжету дело происходит 5-7 лет назад. Кинематографисты искали мастера, который в то время уже работал и был достаточно известен, для того, чтобы все выглядело максимально достоверно. В тот момент я работал в салоне у Ника на канале Грибоедова. Это - самая старая в городе татустудия, квартирного типа. Ее знают все. И совершенно обосновано, что люди с киностудии пришли именно туда.

- Киношники показали даже вывеску с адресом, и как туда пройти. Одним словом достаточно серьезная реклама в самом популярном сериале последних лет. Денег то за это не попросили?
- Нет. Даже еще и за съемку 150 баксов заплатили.

- А сколько по времени длилась съемка?
- Если сложить все дубли воедино получится часа четыре.

- А озвучивание?
- Должны были вызвать на озвучку, но, видимо, с деньгами зажались. И потому фильм был озвучен нарезкой из фраз, которые писались по ходу съемки.

- ???
- Тот сценарий, который мне принесли вначале, я наглухо забраковал. Потому что он был откровенно "левый".

- Что значит "левый"?
- Ну, типа:
"- Вы Алексей Монах?
- Да это я.
- Нам бы хотелось ознакомиться с Вашими работами".

Далее по ходу я показываю каталоги с изображением трех богатырей и т.п. Короче, откровенный отстой с обывательским подходом и уголовной направленностью, не имеющий ничего общего с современным восприятием тату, как культуры. Сам понимаешь, татуировщик с клиентами никогда так не общается. Пришлось им в сценарий внести определенные коррективы. И можно сказать, что далее этот эпизод снимался уже по моим раскладам. Я говорил: "Пожалуйста, смотри. Вот здесь у меня кельты, трайболы, орнаментальные татуировки любого плана. Какую хочешь, такую и выбирай". Клиент сидит и листает мотивчики. Потом говорит: "Собственно, я не хочу себе делать татуировку. Я лейтенант милиции Дукалис". Поскольку фильм юморного содержания, я говорю: "Понял, давай я тебе жахну щит и меч на лоб или камуфляж во всю грудь" и т.д.
Все это им понравилось, и текст они сохранили. Но с видеорядом все же намудрили, и уголовная направленность все равно просквозила. Но самый прикол произошел с Ником. Как озвучили его - это вообще отдельная история. Понимаешь, Ник предвзято относится к лицам еврейской национальности и откровенно ненавидит педерастов. А его в сюжете выставили и в том, и в другом виде одновременно. Сидя в углу, он картавым голосом, срывающимся на откровенный фальцет, произносит: "Да это он, сто пгоцентов". После подобного рода киноэкзеpсисов Ник зарекся, думаю, на всю оставшуюся жизнь. В день съемок у него был день рождения, и он изрядно поднабрался, а когда увидел все это на экране, на трезвую голову, у него волосы дыбом встали.

- А у тебя случайно не осталось оригинальных фотографий со съемок?
- К сожалению, нет, зажали киношники. Но если кому-то будет интересно, он может увидеть сюжет на видеокассете, состоящей из двух серий. Одна называется "Трубка фирмы Данхил", вторая - "Королева красоты".

- Ну вот, такая популярность, ты периодически работаешь за границей, а нет ли, случайно, у тебя клиентов, которые приезжают к тебе делать татуировки из-за рубежа?
- Есть, и совершенно не случайно, благодаря моей популярности и уровню мастерства. Последний раз приезжала женщина, ей 58 лет, у нее на теле две работы Тин-Тина. В 99 году в Париже вышла книга о тату, в создании которой она вместе с Тином принимала активное участие. В книге напечатано, что эту работу выполнил Алекс (Монах) - мастер из Питера. Это я говорю, что бы ты не подумал, что я просто так бросаю слова на ветер.

- Кто, по твоему мнению, на данный момент является ведущим питерским тату-мастеpом?
- Я позволю себе тебя поправить. Не является, а являются. Таких несколько - Володя - Би-Джо, Дима Беляков, Удав.

- Есть ли в Питере спрос на, так называемою, славяно-pусскую тему в татуировке?
- Ты знаешь, к сожалению, нет. Мы пытались изучить спрос, предлагали клиентам и сюжеты, и какие-то орнаментальные вещи, но что-то дальше наших предложений дело так и не пошло.

- Как ты думаешь, с чем это связано?
- Скорее всего, с отсутствием людей, которые бы целенаправленно культивировали и раскручивали данное направление в тату.

- А какие из направлений пользуются наибольшим спросом?
- Стандартные - кельты, трайболы.

- Бытует мнение, что человек, сделавший татуировку на воле, попав на зону, будет вынужден за нее отвечать?
- Сам понимаешь, дое...атсься можно и до фонарного столба. Дураков хватает везде. Мы консультировались по этому поводу у знающих авторитетных людей. Если та или иная татуировка выполнена на хорошем художественном уровне в салоне, проблем не возникнет. Самое главное, чтобы не было пересечений с общепринятыми в "среде" воровскими символами. Будь то восьмиконечные звезды или купола во всю спину.

- Не обращаются ли бывшие "блатные" за переделками старых портаков?
- Обращаются и бывшие, и не бывшие. COVER-UP процветает. Впрочем, есть и те, кто просто обновляет старые работы, меняя "синяки" на черно - белые тона.

- Есть ли в Питере мастера, у которых за плечами "блатная" школа татуировки?
- Ник лет двадцать назад прошел эту школу. Пожалуй, из ныне существующих он - самый известный, кто разбирается в старых синюшных понятиях.

- К какому бы направлению ты отнес традиционную "блатную" татуировку?
- Да к традишн бы и отнес. Русско - советская традиционная татуировка. Скромно и без излишеств.

- Что для тебя этично и неэтично в тату?
- Поскольку я отношусь к татуировке, как к искусству, для меня являются неэтичными похабно - юморные работы независимо от их происхождения, выполняемые ради прикола, а так же работы на мужских гениталиях. И не потому, что я испытываю к этому некое отвращение, а потому что ничего хорошего на члене не изобразить. Места маловато. Тыкнешь в "шляпу" иглой, а потом ищи его в волосах.

- Многие мастера отказываются выполнять работы на стопах ног и на ладонях. С чем это связано, как ты думаешь?
- Во-первых, со стереотипами, а во-вторых, с тем, что это достаточно сложные и болезненные места, требующие плотной прокраски и глубокой забивки в несколько приемов.

- Есть ли у тебя профессиональное художественное образование?
- Нет, я не заканчивал никаких вузов. Меня всему, что называется, обучила улица. Профессий же, так или иначе связанных с творчеством, у меня шесть. Резчик по дереву, художник - оформитель, реставратор, альфрейщик... Сам знаешь, русский мужик, если захочет, сможет и блоху подковать. Мне, например, в свое время, довелось расписывать маслом потолки часовни на библейскую тему в городе Димитровграде. Но официальных дипломов, окромя тех, что подтверждают мою квалификацию как татуировщика и мастера по перманентному макияжу, я не имею. Как сказал Матpоскин: "Усы, лапы и хвост - мои документы!"...

Беседовал КрыСОЛОВ.
Фото Кирилла Карпенко.

 

Copyright © sTATUs-ART. 1999-2004, Moscow
Design - Aces High Division

TopList