Сидящий то ли на дереве, то ли на руке лемур хлопал огромными глазами словно сова. Обезумевшая от загрязнения окружающей среды черепаха медленно карабкалась по дереву-руке с одной лишь целью вцепиться ненавистному еще с детства лемуру в хвост. Меж тем, лемур мирно рассуждал о том, что первично: материя или сознание, продолжая тупо пялиться в даль. "А ведь должен быть кто-то еще. А может он и сейчас где-то здесь?" - подумал я. Неожиданно раздалось приятное, до боли знакомое шипение, похожее на открывание бутылки с пивом. Затем появился резкий, по началу даже раздражающий, электрический звук, словно шум отбойного молотка, только уменьшенный во многие тысячи раз. И в туже секунду черепаху пронзила острая металлическая игла. "Дикое племя пигмеев", - пронеслось в мозгу. "Нет, вряд ли. Пигмеи живут в джунглях и у них нет металлического оружия". Резко повернув голову, я увидел лицо человека искаженное ни то болью, ни то тенью циничной улыбки.

- Как тебя зовут?
- Мишель.

- Зачем ты убил ЧЕРЕПаху?
- Я не убил ее, я ее создал.

- А разве ты бог?
- Нет, я татуировщик, но "квадратный человек" говорил, что от бога.

- Квадратный? Странный народ живет в ваших джунглях. Может, у вас водятся и слоны с ногами как у кузнечика?
- У нас все как в Греции - нет пределов совершенству.

- Как давно ты охотишься на ЧЕРЕПАх?
- Около восьми лет.

- Можно сказать, что ты уже профессиональный охотник?
- Да, пожалуй, можно.

- Почему вдруг такая странная профессия?
- Ну, во-первых, любопытство. А во-вторых, я еще с детства знал, что у ЧЕРЕПАх под панцирем скрываются очень красивые, многоцветные татуировки (старинная чукотская притча, прим. автора).

- А кто тебе ее рассказал?
- Рассказал мне ее один очень древний чукотский шаман "Кисель" в состоянии транса, вызванного "Очаковским" пийотом совместно с "Кубанской горькой". Собственно он и явился тем человеком, который сделал мне первую татуировку и передал свое искусство. Если честно, я не собирался заниматься охотой на ЧЕРЕПАх профессионально.

- А каким оружием раньше охотились на ЧЕРЕПАх шаманы?
- Очень сложным. Это был симбиоз электробритвы "Харьков" и ритуального подъездно-портвейно-лавочного струнного музыкального инструмента с гордым названием гитара.

- А что охотник, можно стальной иглой проткнуть панцирь ЧЕРЕПАхи?
- Панцирь ЧЕРЕПАхи? Пожалуй, нет. А вот панцирь человеческих душ можно...

- Ну, а если серьезно? Почему вдруг татуировщик, а не космонавт, пожарный, милиционер, в конце концов?
- Да, как говориться, так уж легли шаманские кости. Любопытство переросло в осознанное ремесло.

- Странно слышать от тебя, что тату это ремесло, а не искусство.
- Тату это искусство, а я всего лишь ремесленник. Искусством тату является для обывателя. Для меня это ремесло.

- Сходны ли между собой понятия художник и тату-художник?
- Есть что-то общее, но это очень узкая грань. Художник творит, создает и если ему что-то не нравится он берет и поворачивает холст к стене, чтобы никто не видел, и сидит себе курит с чистой совестью. У татуировщика все гораздо сложнее. Клиент доверяет ему свое тело. Доверяет, пожалуй, даже больше, чем хирургу.

- Я слышал, что сейчас татуировка официально занесена в каталог мод, где сказано, что она является определяющим направлением моды, определенным стилем, отражающим внутренний мир человека.
- Мне никогда не нравилось это определение. Просто всегда были и будут люди, которые захотят сделать себе тату. И должны быть мастера, которые смогут им в этом помочь - вот и все.

- Чем является тату лично для тебя помимо того, что это ремесло, приносящее доход?
- Да не знаю, привык я к этому. Просто уже и не мыслю себя без татуировки. Делаю ее человеку - мне приятно. Он смотрит на себя потом в зеркало ему тоже приятно. Есть в этом какая-то истина, какая-то гармония. Тату для меня это что-то очень большое и дорогое.

- Дорогое в плане цены за сигаретную пачку?
- Я понимаю твою иронию. Конечно, в первую очередь татуировка это мой хлеб, но помимо этого приятно осознавать, что в жизни, кроме всей этой окружающей бытовухи, ты умеешь делать что-то нестандартное, что доставляет удовлетворение не только тебе, но и радость окружающим тебя людям.

- Какие стили и направления тебе наиболее близки в татуировке?
- Необычные. Чем необычнее, тем интереснее. Нравится графика, портреты, геометрический хаос. Нравится работать просто цветом, без черного, одними плавными переходами. Жаль только, что очень мало клиентов, которые хотят себе это сделать.

- Есть ли у тебя клиенты, которые приходят не со своими темами, а отдаются мастеру на его волю как холсты?
- Есть, правда их очень немного. Это в основном люди, которые делали у меня те или иные работы. А так, чтобы в первый раз - практически никогда. Есть клиенты из разряда тех, которые просят сделать им что-нибудь модное. Посидишь с ними пообщаешься, попьешь чайку, поймешь, что же им все-таки нравится, и тогда творишь. Но такое, я повторюсь, бывает очень редко.

- Сколько стоит тату в твоем исполнении?
- Да как у всех, наверное. В домашних условиях 70 долларов, в салоне 100 долларов. Я думаю, что сейчас по Москве, в основном, такие цены. Но это все очень размыто. Есть цена, а реально все обстоит по-другому. Портретное сходство, безусловно, дороже. Ты пойми, сейчас прическа в хорошем салоне стоит 100 долларов. Месяц прошел и надо заново стричься. А тату это на всю жизнь.

- Вот ты сказал как у всех. Сразу специфический вопрос. Может ли позволить себе начинающий татуировщик брать за свою работу такие же деньги, какие берет профессионал, например, как ты, отработавший уже восемь лет?
- Но это уже вопрос этики. Он может брать и в три раза дороже. Сталкивался я с такими во время моей работы в Tattoo Fan Club. Видимо, это дело совести человека, его умения договариваться с клиентами. Все относительно. Я, например, не умею вести коммерческие переговоры. Делаешь работу в течении пяти часов, допустим, она стоит 350 долларов. Общаешься с человеком душа в душу. В конце он спрашивает: "Сколько?". Очень я не люблю таких вопросов. Посижу, помнусь, поерзаю и всегда говорю меньше, чем есть на самом деле. Неудобно мне как-то называть ее реальную стоимость. Ну, а если человек с чистой совестью делает откровенные "портаки", да еще при этом дерет деньги, да воздастся ему за это когда-нибудь.

- Есть ли сейчас такое понятие как тату-бизнес?
- А это вообще не бизнес! Денег на нормальную, с точки зрения обывателя, жизнь татуировкой не заработаешь. Бизнес это торговля оборудованием для тату: иглами, машинками, красками и тому подобными вещами. Чтобы делать на тату бизнес надо иметь выход на дешевое оборудование да при том, чтобы клиенты к тебе шли строем. Но это не реально. Наступит момент, когда у тебя просто в глазах начнет двоиться. И потребуется время на длительный отдых. В противном случае, начнешь лепить обыкновенные "бутерброды" на поток, как в общепите. Тогда это будет уже даже не ремесло, а халтура по полной программе, что-то наподобие вкусного борща с жареными тараканами. В общем, занимаясь тату с голоду, конечно, не помрешь, но на Мерседес, даже подержанный, не заработаешь. По крайней мере, у нас в стране. Хотя в Америке все по-другому. Леша "Ями" несколько лет проработал на Западе и рассказывал, что те татуировщики, которые хорошо делают портреты, вообще живут в "шоколаде". К ним на пол года вперед запись. Люди ездят на спортивных машинах, живут в частных домах, работают строго нормативно - ни часу больше, жалеют себя - свое зрение. Я думаю, у нас так никогда не будет - у нас другой менталитет.

- Что этично, а что нет для мастера в нанесении тату?
- Я не делаю работ на темы сатанизма. А все остальное, если это действительно красиво, почему бы и нет.

- Не делаешь, из каких соображений?
- Страшно!

- Страшно?
- Конечно. Делаю клиенту, но делаю-то я. А это мне совершенно не близко, да и просто не нравится. Все внутри противостоит. По-моему, это добровольная утопия, и я не хочу быть к ней причастен.

- Какую религию ты исповедуешь, если исповедуешь вообще?
- Христианство.

- А как ты относишься к православию?
- Я крещен православной верой и вся семья у меня тоже православная. Не скажу, что я набожный, но традиции стараюсь соблюдать. Посещаю церковь. Да и с точки зрения искусства, архитектуры мне нравится православие. Все очень красиво, торжественно. Я родился здесь и здесь живу. По-моему, этим все сказано.

- Совместимы ли тату и Христианство?
- Я делал тату и католикам и православным. Мой друг крестился в 27 лет. Перед крещением показал батюшке татуировку и спросил, как к этому относится церковь. Батюшка посмотрел, сказал, что все нормально, поскольку это не отражает ничего чудовищного и не несет в себе ничего антихристианского.

- Есть ли объединяющие массовые темы, с которыми приходят клиенты?
- Традиционные оскалы - очень распространенная тема среди братков-пацанов.

- Много ли "братков" переделывают старые синюшные работы сделанные на зоне?
- Немного. Для них не важно качество, а важен смысл. Кто знает, тот поймет. Они сами это говорят. Как правило, они не переделывают, а лишь обновляют свои работы. Нам даже предлагали работать на зоне, так как с их слов хороших кольщиков осталось очень мало, но мы отказались.

- Почему?
- Страшно. Поедешь туда поработать, там тебя и оставят.

- Вообще, это очень странно, ведь татуировщик "среды" должен знать все понятия, все символы. Это ведь очень тонко.
- Да, нам было сказано, что это не наша забота. Все, что надо нам объяснят, а наше дело преподнести это дело круто и красиво.

- А если сделаешь что-то не так, отрежут яйца?
- Ну, всякое может быть. Поэтому мы и не поехали. Да даже не это пугало, а добровольность столь сомнительной командировки. Это ведь не на юг поехать.

- Занимался ли ты когда-нибудь живописью и откуда у тебя возникло желание заниматься рисованием?
- Живописью я никогда не занимался, а желание рисовать осознанно возникло в техникуме на 3-м курсе. Я учился во вторую смену, а по утрам, чтобы убить время ездил в музей Пушкина и рассматривал картины художников. Подходил близко, смотрел, как положены мазки, тени. Потом пытался нечто похожее сделать сам. Так все и началось.

- Есть ли у тебя любимые русские, советские художники?
- Вот так сходу ответить нельзя, в разное время мне нравились разные. Сейчас это, пожалуй, живопись Константина Васильева. Мне посчастливилось видеть в оригинале. По сравнению с репродукциями, опубликованными в книгах, это небо и земля. Потрясающая энергетика не слабее, чем в картинах Рериха, колоссальная глубина.

- Можешь ли ты выполнить работу того же Васильева на теле и как ты вообще относишься к переносу живописных шедевров на кожу?
- Супер! Мне это очень нравится. Очень тяжело, очень сложно, но когда получается, испытываешь полный восторг. Такую работу я выполнить в состоянии, но, к сожалению таких заказов очень мало. В моей практике один или два. И то не целиковые, а лишь части картин. В таких работах проявляется и профессионализм и 100%-ная душевная отдача. Очень классно.

- Как ты относишься к работам на религиозные темы?
- Нормально. Если для человека это важно, я делаю и не вижу в этом ничего плохого. Иконы, иконостасы - очень тонкие работы, интересны мне, прежде всего, как мастеру.

- Этично ли наносить образ Христа на тело?
- Да, почему бы и нет? Мы же носим обереги на шнурках, носим распятие на шее, а тату это тот же оберег, который никогда не потеряешь, который всегда с тобой. Важно чтобы это была не дань моде, а истинное чувство, истинная вера.

- Как ты относишься к такому мнению, что в татуировке должен быть заключен подспудный смысл?
- Нормально. Я считаю, что в любой работе в той или иной мере присутствует смысловая нагрузка. Поскольку, прежде чем сделать себе татуировку человек ее выбирает, а выбирая, он проецирует ее на себя, вкладывая в нее нечто свое присущее лишь ему.

- Ты знаешь, я брал интервью у Ивана и многие твои высказывания очень схожи с его.
- Ну, а как иначе, мы же одна семья.

- Можешь ли ты сделать клиенту работу бесплатно и, какими качествами он должен для этого обладать?
- Да, я в своей жизни сделал кучу таких работ. Например, человек говорит: "Я хочу себе сделать тату, только у меня нет денег". Или же я предлагаю: "Давай я сделаю тебе татуировку". "Да, у меня денег нет". "Да и хрен с ним, пивом угостишь". Не знаю, какими качествами должны обладать люди. Все строится на подсознании. Где-то в глубине рождается тепло, которое толкает тебя на это.

- Есть ли какие-то части тела, на которых ты принципиально не делаешь татуировок?
- Мужские гениталии.

- Почему?
- Да, неохота чужую пипиську в руках держать. Теоретически-то я понимаю, что в этом нет ничего такого, а практически - не могу. Ну, честно! А на всех остальных делаю, почему бы и нет. Даже на лице приходилось делать.

- Ну а если предложат большие деньги?
- Да предлагали, неохота. Да и всех денег не заработаешь. Есть какие-то условности внутри каждого человека, и я не исключение. Ну, конечно, может быть, совсем много не предлагали, что уж греха таить (смеется).

- Есть расхожее мнение среди татуировщиков, что временных татуировок не бывает. Чем это обоснованно? Сейчас проскакивает реклама, например, на пляжах в Турции делают временные татуировки хной.
- Просто надо уметь отличать, что есть тату, а что - боди-арт. Рисунок на теле хной это не татуировка. Это очень древнее искусство. Я сам рисую хной, но никогда не назову это татуировкой. Хотя это и называют био-тату - это абсурд. Процесс татуирования связан с прокалыванием кожи и параллельным введением под нее того или иного красителя, который остается под ней на всю жизнь. Вывести без последствий тату нельзя. Поэтому, лучше не делать ее вовсе. Любое выведение лазером или раствором марганца оставляет на теле безобразные шрамы. Надо 150 раз подумать, прежде чем идти к мастеру. Поэтому, я перед нанесением и беседую с клиентом, прежде всего на эту тему. И порой случается, что отговариваю человека, который в чем-то не уверен. Потому что не хочу нести ответственность за чужую глупость. А реклама временных тату ужасное и неприемлемое шарлатанство, афера, издевательство над людьми, над их сознанием. Мой совет - держитесь подальше от таких лже мастеров, чтобы потом об этом не пожалеть. Я повторяю, понятия временная тату не существует. Может, когда-нибудь, это и случится, но в данный момент это не более чем блеф.

- В каком возрасте можно делать тату?
- Начиная с 18 лет. Это общепризнанные, неписаные международные правила. Не стоит горячиться раньше времени.

- Можешь ли ты на вскидку назвать 5-6 татуировщиков Москвы, которые на твой взгляд на самом деле гениальны в своей области, если можно так выразиться?
- Не кривя душой, из тех, кого я знаю, это, прежде всего люди, с которыми я работал в Фан Клубе. Ты не пойми меня превратно, я на самом деле так считаю. Это и Паша "Кисель", Ваня, Леша "Ями" - очень интересный, нестандартный мастер, Леша "Фан" - он, правда, пришел намного позже, но на такой уровень, на который он сейчас поднялся подняться не каждому дано. Это те люди, которым я бы спокойно без сомнений доверил и доверяю свое тело, зная, что никогда не пожалею об этом. Не знаю, как сейчас работает "Литва", но раньше мне очень нравились его работы. Он был очень силен в композиционном плане. Сейчас мне нравятся работы двух ребят, по-моему, их зовут Паши, они, вроде бы, из Воронежа. В работах просматривается серьезный подход, татуировки сделаны с душой, а не по принципу "Цветная и ладно". Думаю у них большое будущее, если не скатятся на "бутербродную" тему в стремлении заработать быстрые деньги.

- А "Фашиста" ты знаешь?
- Знаю, но не близко. Пару раз общался на уровне "привет, пока". Я видел его работу на одном человеке на военную тему. Офигенная работа. До мельчайших подробностей все прорисовано - на таком уровне, что не подкопаешься. Например, автомат выполнен с такой точностью и четкостью, что просматривается даже затвор. Он вообще очень пунктуален в плане достоверности в своих работах. А другие его работы я видел в так называемом стиле "традишн-тату". О них я ничего не могу сказать. Просто хорошие работы, сделанные на хорошем уровне.

- Ну, а "Лаврик"?
- "Лаврик" одно время работал в Фэн Клабе. Работал неплохо. Единственная его беда - он не рисует, а работает по чужим флешам или рисункам.

- Должен ли татуировщик уметь рисовать?
- Безусловно, должен. Я считаю, что переделывать чужие флеши это не благодарное занятие, отмывание денег чистой воды. Может на западе это и нормально, а у нас это глупо и бездарно.

- Ну, бездарно, не бездарно, а между тем "Ями" выпустил свои флеши в Америке. И у него, на мой взгляд, есть очень интересные темы.
- Ну, он человек-то нормальный и когда там работал, то делал либо опять же свои флеши, либо сам рисовал. Хороший, честный, русский, амбициозный подход. Вот у кого следует поучиться начинающим. А если не умеешь, то брось, найди в себе силы и займись чем-нибудь другим. Не иди на компромисс с собственной совестью, если она еще есть. Грубо говоря, не можешь с… не мучай ж… Кстати, в Америке людей, которые рисуют сразу на теле, а не переводят флеши, можно пересчитать по пальцам. Это является показателем высокого мастерства тату-художника.

- А сам ты рисуешь или работаешь через кальку?
- Через кальку я уже давно не работаю. Последний раз это было лет 5 назад.

- Это является показателем крутизны?
- На мой взгляд, да. Хотя есть, пожалуй, вещи, например, кельтские орнаменты, которые лучше переносить через кальку. Это, во-первых, быстрее, а во-вторых, более точно, нежели рисование от руки. Но сюжетные вещи лучше рисовать сразу на пластике.

- Есть ли у тебя любимые работы?
- Есть. Одна из них с компакта группы "Алиса" - пляшущие шуты.

- Как у Кости?
- Нет, у Кинчева все по-другому. Другая работа это портрет Джима Мориссона в клубах дыма, курящего трубку индейца. Пожалуй, есть еще одна работа, которая только начата. Это спина Леши "Фана", но я не хотел бы о ней говорить пока она не сделана. Но как она будет выглядеть, я уже представляю.

- Ну что ж, будем ждать…

Беседовал КрыСОЛОВ.

Продолжение следует ...

 

Copyright © sTATUs-ART. 1999-2004, Moscow
Design - Aces High Division

TopList