,он же "Н е р в н ы й     Г и м н а с т", татуировкой занимается 8 лет, с 1991 года. Как и у большинства мастеров, первая проба "пера" состоялась в рядах Советской Армии. Перо представляло из себя иголку с намотанной на нее ниткой, а краской являлись обыкновенные канцелярские чернила. Первые тату сделал себе сам.

- Что же было дальше?
- После дембеля вернувшись домой, познакомился с людьми, которые целенаправленно увлекались татуировкой. Увидел работы, выполненные в широкой цветовой гамме. Все это меня увлекло, и я решил попробовать себя. Около 2-х лет ушло на отработку техники рисунка для тату. То есть я перестраивал свою руку под технику татуировки, поскольку до этого момента я рисовал лишь обыкновенные работы.

- Сразу вопрос - рисовал профессионально или то, что называется от Бога?
- Дело в том, что в 6 лет я нарисовал портреты бабушки и своего отца. В принципе это было не серьезно, я не знал ни расклада теней, да вообще ничего не знал, просто захотелось нарисовать и получилось неплохое сходство с оригиналом. Видимо, это было неосознанное желание творчества, которое передается вместе с генами по наследству, поскольку мой отец профессиональный резчик по дереву.

- Что представлял из себя твой первый так называемый "профессиональный" инструмент?
- Разобранный магнитофон, из которого взят электромотор, иголка, сделанная из 6-й басовой гитарной струны и пластмассовый колпачок, сделанный из фломастера.

- Можешь рассказать о своей первой "профессиональной" работе?
- Первую пробную цветную работу делал так же как и в армии - на себе. Поскольку я же не американец, чтобы на окорочках колоть. В общем, сделал, показал друзьям, им понравилось, начал колоть их, потом появились первые клиенты. Родители считали, что это хобби, увлечение, я считал это работой, которая позволяет мне творчески реализоваться. Короче, завертелось и пошло-поехало. Появилось новое оборудование, новые друзья, с которыми мы объединились в единую творческую мастерскую. Началась салонная жизнь. В салоне, конечно, темпы другие, не как дома. Дома, когда друзьям делаешь, всю душу вкладываешь, а там искусство - слово формальное. Одна работа, вторая, третья, короче пропадает стремление делать работы лучше и лучше, качественнее. Деньги, деньги, деньги...

- Честно говоря, ты своим откровением загнал меня в угол. Ты хочешь сказать, что те люди, которые работают в салоне, работают на поток? Как на куриных окорочках что ли? А как же разговоры о том, что тату - это живые шедевры? Картины, которые живут на человеке и умирают вместе с ним? Что же, все это блеф?
- Ты меня неправильно понял. Я не говорю обо всех, я рассказал о своих собственных ощущениях. Когда ты вынужден работать на поток, пропадает желание творчества, желание вкладывать свою душу, свою энергетику. Впрочем, это мое личное мнение. Деньги для меня не самое важное. Хочется, что бы о тебе потом кто-то вспомнил.

- Ну да ладно, перейдем на другую тему, а то что-то больно мрачный у нас тобой диалог получается. Что тебя подтолкнуло к занятию татуировкой?
- О, это старая история. Мне было 10 лет, мы сестрой гуляли в Воронцовском парке, там сидел парень, у которого во всю спину была татуировка в виде свастики и женщины в декольте, изящно курившей сигарету, вставленную в длинный мундштук. Классическая немецкая женщина. Я помню, меня это очень поразило, как будто внутри что-то перевернулось. А потом еще рассказы отца. Когда он был еще мальчишкой, после войны приходили солдаты, участники войны с Японией на Халхин-Голе. И среди них был мужчина, спину которого украшал огромный цветной дракон. Кстати, у моего отца тоже есть татуировки, так называемые синяки, которые я ему, если можно так сказать, реставрировал.

- И что же из себя представляют его татуировки? Если не секрет, где он их сделал?
- Не секрет - в армии. С одной стороны у него подкова, а с другой - фрегат, который, собственно, я и реставрировал.

- А как сам отец относится к татуировкам? Не считает ли он их грехами молодости? Ведь старшее поколение относилось и относится к тату достаточно настороженно, да ты и сам об этом прекрасно знаешь.
- Все дело в стереотипах, сложившихся в умах и душах народа бывшего СССР. Дело в том, что тату - это искусство, позволяющее вывернуть душу наизнанку. Ну а те, кто это отрицал и отрицает, видимо не нуждается в таких сильных эмоциях. В принципе, они ни в чем не виноваты. Их мнение зомбировано стереотипами наколок, сделанных на зоне. Обыватель боится преступника и соответственно всего, что с ним связано. А, возвращаясь к отцу, он относится к татуировке прекрасно. Иначе, зачем ему реставрировать грехи молодости? (смеется). Вообще, татуировка в России известна достаточно давно, начиная еще с древних славян и глупо связывать ее лишь с блатной тематикой. Все беды от нашей темноты и необразованности.

- Если можно, на теме истории поподробнее.
- Не буду говорить в общем, расскажу лишь об одном примере. У славян были так называемые элитные войска. Древние воины - персерки. Предыстория их такова: детей с малолетства воспитывали по-особому. Сначала отбирали наиболее крупных младенцев, люльки которых качались не так, как у других, видимо для того, чтобы как можно быстрее развить вестибулярный аппарат ребенка. Затем подросших младенцев закаливали особым способом, укрепляли организм и мышцы сложными физическими упражнениями. Была даже особая форма гимнастики. С детства людей приучали к оружию, по легенде младенец даже в люльке спал с коротким плоским мечом. По достижении же совершеннолетия человек проходил тест на профпригодность. Если он его выдерживал, ему отрезали рукав рубахи на правой руке, затем пришивали к плечу кусок шкуры животного и как устрашение, а так же как признание профессиональной компетенции, делали татуировку зооморфического характера, начиная от плеча и до кисти руки. Для примера, один такой воин ударом особого плоского меча мог рассечь пополам всадника вместе с лошадью. Короче, люди были физически очень одаренными, и как сказал классик, "богатыри не мы".

- Как ты относишься к такому мнению, что татутировка должна быть не просто рисунком на теле, а нести в себе подспудный смысл? Короче, должна что-либо символизировать. Не корни ли это блатной темы?
- Я считаю - да, татуировка должна быть символом, но лишь для человека, который делает себе эту работу, а не для всех остальных. То есть, это отражение его личного внутреннего мира. Либо это могут быть какие-то общедоступные символы, например, знаки зодиака, год рождения, опираясь на модный сегодня восточный календарь. Если мы живем в так называемой свободной стране, то и люди должны иметь право на свободу самовыражения. Это право не должно ограничиваться ни государством, ни зоной с ее звездами, куполами, сколько отсидел-отмахал. Каждая работа - она персональна. Дракон - это дракон, лотос - это лотос. Татуировка - это прежде всего творчество, а не способ сделать из себя клейменую лошадь в табуне или же корову в стаде. Наоборот, это способ вырваться из него, сбросить с себя ярмо безликости. На пороге 2000 год, пора уже отходить от стадной шаблонности. Мы живем в России, а Россия страна самобытная, с очень красивой культурой и богатыми традициями. Становится просто "за державу обидно", когда многие, не лишенные таланта мастера, копируют убогий, шаблонный стиль давно загнившего в плане духовности Запада. Есть нехорошая тенденция - в угоду бизнесу похоронить еще не родившееся в России искусство татуировки, сделав его подобием надувных резиновых баб из секс-шопов. Обидно, ведь русский человек с русской душой - бездонная пропасть, в которую проваливаешься, не зная, когда ударишься о твердь.

- Значит ли это, что "русский стиль" в татуировке более глубинный в плане духовности, нежели шаблонный западный?
- В русском стиле должно преобладать философское начало, сходное с понятием "русская душа". Это невозможно описать словами, это надо чувствовать и преподносить собственным творчеством. Только так можно привить культуру восприятия тату как искусства в России. А банальным копирование западных шаблонов с одним только стремлением к наживе мы все это загубим на корню. Русский человек познается по душе. Русский стиль должен узнаваться так же, а не измеряться машинами, коттеджами, толщиной "голды" на шее, тяжестью золотого креста на ней и толщиной кошелька, набитого зеленью. Ты пойми, что тяжесть медного или алюминиевого креста висит на душе, а не оттягивает шею. Да что там говорить, ты меня и так прекрасно понимаешь.

- Одни словом "ходят кони над рекою, ищут кони водопою".
- Да, и постоянно будем искать. А кто этого не понимает, не чувствует, так никогда этого и не поймет, к сожалению. Ты пойми, мы люди русские, у нас фантазия-то не ограниченная, а западное общество - оно живет по какой-то установленной зазубренной схеме. Поэтому мы никогда не сможем жить как они, а они никогда не смогут понять нас.

- А тебе не кажется, что все мы разрознены и пора уже объединиться по какому-то духовному принципу? Ну, по принципу совести, например? Ну да ладно, удалились мы от нашей темы, вернемся к татуировке. Есть ли различия в западной и в нашей технике нанесения татуировки?
- Ты пойми, я опять возвращаюсь к предыдущей теме. Техникой и мастерством можно сделать работу любой сложности, но главное - ее понять. А если ты ее не понимаешь, а делаешь, это не более чем пустышка, фуфло. Можно нарисовать себе что угодно, в японском стиле, в авангардном стиле, в любом, но славянский, русский стиль все равно самый насыщенный, наиболее мне близкий и одновременно наиболее непонятный, нетрадиционный. Одним словом, пропасть, чума, омут. Мы русские люди, нам надо делать то, чем мы живем. Только тогда наши работы будут нас оберегать. Это то же, что и ангел-хранитель, только выраженный таким необычным образом.

- А как ты относишься к работам на религиозные темы?
- Например, я считаю, что Иисуса на себе делать банально, просто не стоит этого делать вообще.

- Почему?
- Да потому, что для этого есть церкви, есть храмы. Если ты нуждаешься в этом, можешь туда придти. Христос, если веришь, должен жить в душе, а не на теле. Бог это не блоха. Мне жаль тех людей, кто этого не понимает. Изображать Христа может позволить себе только иконописец-монах, да и то, только тот, кто озарен. А мы, татуировщики, люди бренные, просто не имеем на это права. Вот например японцы никогда не изображают дракона целиком. Они считают, что его невозможно увидеть полностью. Лишь частями - либо морду, либо хвост, либо туловище. И ты пойми, что в этом на самом деле что-то есть. Должна быть какая-то ипостась, может быть вера, как символ незыблемости.

- Значит изображение дракона целиком в японском стиле - это не правильно?
- С точки зрения японской философии и культуры - да. Но, например, у китайцев это совершенно по-другому. Все это говорю к тому, что нельзя делать что-либо кое-как, не опираясь на те или иные источники. Иначе получается бездуховная шаблонность. Ведь у нас в культуре есть свой дракон - Змей-горыныч, как символ зла. Не правда ли, есть о чем задуматься? А ведь есть еще и грифон, впрочем, эта тема заслуживает отдельного разговора. Все дело в том, что люди не интересуются своей исконной культурой, они не читают книг. У большинства - одно единственное стремление - заработать кучу денег. Все беды от нашего пролетарского бескультурья. Об этом еще Булгаков писал в "Собачьем сердце".

- Так может в этом и есть истинное предназначение русского татуировщика? Может, он и должен быть тем, кто несет определенную культуру в массы?
- Безусловно, сам татуировщик должен предлагать клиенту тут или иную тему, объясняя ее смысл или же значение в русской культуре. Философию нельзя навязать, ее можно только преподнести.

- Ты не боишься, что тебя за такие взгляды могут обвинить в национализме?
- Я русский человек, я пытаюсь в русских людях пробудить с помощью тату-культуы здоровое чувство патриотизма. Я хочу, чтобы люди не рубили собственные корни, чтобы они не забывали, что без прошлого нет будущего. Стоит на минуту забыть об этом, пустить все на самотек - и налицо полнейшая американизация нашего общества, с его сникерсками, марсами, спрайтами, кока-колами, проникновение чужой культуры во все сферы жизнедеятельности, в том числе и в татуировку. Если еще 15-20 лет назад отправным толчком были "купола", то сейчас вообще появляются какие-то непонятные темы. Сатанизм процветает, все эти черти и прочая нечисть.

- Но черт-то тоже не последнюю роль в русской культуре играет? Символ зла как противопоставление добру.
- Да я не черта имею в виду, а Люцифера и прочую атрибутику - три шестерки, перевернутые кресты, звезды и тому подобное. Ты пойми, нам в себе русский дух надо пробудить, а то ведь мы вымираем потихоньку в духовном плане. А многих уже и не воскресить - все мозги и души засраны. Если каждый тату-патриот каплю своей души в благое дело вольет - то ведь может возникнуть чистый родник, а из родника глядишь, и река возьмет свое начало. Очень хочется в это верить. К сожалению, только мало нас таких. Дай бог, чтоб хватило сил и энергии поднять все это, возродить. Можно конечно строить храмы, потом разрушать их, только неблагодарное это занятие. Надо сохранять то, что есть. Ведь все новое - это хорошо забытое старое. Ты посмотри - был старый Арбат, а сейчас что от него осталось? Притон какой-то для иностранных туристов и нашего дерьма.

- Ну, это как у Окуджавы - "... и ходят оккупанты в мой зоомагазин".
- Да, да, да.

- Ну прямо так и ничего радостного?
- Радостно только то, что есть в России мастера, которые делают татуировки на таком уровне, что "им" и не снилось.

- Каверзный вопрос - оборудование для тату, я знаю, стоит очень дорого, краски тоже. Можешь ли ты сделать татуировку понравившемуся тебе клиенту бесплатно, ну из любви к искусству, что ли?
- Безусловно. Если человек, тема и характер работы меня устраивают.

- А есть ли ситуации, когда ты отказываешь в нанесении татуировки даже за хорошие деньги?
- Да, есть. Когда звонят люди, спрашивают расценки на работу, какой размер сколько стоит, а после, все выяснив, задают вопрос - где можно свести татуировку? Таким людям я принципиально отказываю. Татуировка - это не стиль жизни, а сама "жизнь в синих тонах", почти как "синяя река".

- Есть ли у тебя любимые темы или направления в татуировке?
1- Конечно. Это, прежде всего работы в стиле Hindi Gigger. Из направлений больше всего мне импонируют работы в японском и только сейчас набирающем обороты так называемом русском, или же если быть точным, славянском стиле, за которым я думаю, будущее тату в России.

- Как ты считаешь, есть ли у тебя собственный стиль?
- У меня есть своя техника, свой почерк, который я шлифую годами. Но собственный стиль я пока еще не нашел. Боюсь, что когда я его найду, то сразу закончу заниматься тату, поскольку мне это будет уже не интересно.

- Можно ли назвать татуировку "одеждой души"?
- Русскую татуировку можно, за другую не скажу.

- Что с твоей точки зрения является профессионализмом в татуировке?
- Это прежде всего замысел, который рождается в процессе общения мастера с клиентом, постоянно видоизменяющийся во время работы, но, в конечном итоге, устраивающий обе стороны.

- То есть ты хочешь сказать, что работа мастера начинается задолго до опускания иглы в краску?
- Безусловно, техника нанесения - всего лишь вынужденная формальность. Основная работа - это рождения формы в процессе общения с клиентом.

- Различаются ли татуировки на мужские и женские, можно ли разделить их на М и Ж?
- Можно, но любая мужская татуировка может стать женской, впрочем, как и женская мужской. Все дело в добавлении каких-то специфических деталей.

- Значит ты не считаешь изображение цветка на мужском теле, например розы, женской татуировкой.
- Ни в коем случае. Я повторяю, все дело в деталях. Например, колючая проволока, надеюсь, ты понимаешь о чем я говорю. Другое дело - сексуальные меньшинства. Те делают себе и розочки, и бабочки, грубо говоря, кто во что горазд. Я правда не знаю на какие категории делятся эти люди между собой, кем они являются в своей среде - М или Ж - не знаю.

- Сразу вопрос - делаешь ли ты татуировки гомосексуалистам?
- Ну а почему бы и нет? Они имеют такое же право на существование, как и мы все. Мы все божьи твари. Единственное, сразу оговорюсь - я не делаю татуировок на мужских гениталиях, на лодыжках и на кистях рук.

- Почему?
- Потому что все эти части тела подвергаются усиленной химической и термической обработке. Мытье рук, ношение обуви - все это отражается на качестве работы, а я очень ревностно к этому отношусь.

- Но ведь любую работу можно отреставрировать?
- Можно, но буквально через полгода будет тоже самое. Это татуировка, а не наколка. Работа должна постоянно выглядеть красиво.

- Вот ты обо всем этом говоришь, а между тем у тебя самого татуировка на кисти руки.
- Ну во-первых, это была тренировка на самом себе, а во-вторых, попытка заделать шрам от ожога. Да, еще я не делаю больших работ не рожавшим женщинам на животе, дабы после родов не произошло существенной деформации татуировки, поскольку реставрация деформировавшейся работы достаточно сложный процесс. А потом я уже говорил, я переживаю за каждую свою работу.

- Имеет ли значение пластика тела при нанесении татуировки?
- Безусловно, в татуировке важен не рисунок на бумаге, а его расположение на теле, поскольку мышцы постоянно работают, деформируя эскиз. А татуировка должна быть одновременно живой, органичной и красивой.

- В каком возрасте по твоему мнению можно делать татуировку?
- Только по достижению совершеннолетия. Когда более или менее человек сложился как личность и сам отвечает за свои поступки.

- Ты хочешь сказать, что людям, не достигшим совершеннолетия, ты татуировки делать отказываешься?
- В принципе да, если конечно они не приедут ко мне вместе со своими родителями (смеется).

Ходят кони надо рекою,
Ищут кони водопою,
А к речке не идут,
Больно берег крут.

Ни ложбиночки пологой,
Ни тропиночки убогой,
А как же коням быть?
Кони хочут пить.

Вот и прыгнул конь буланый
С этой кручи окаянной
А "синяя река"
Больно глубока.

Текст, музыка - Юрий Михайлов, Юлий Ким, песня из фильма "Бумбараш".


Copyright © sTATUs-ART. 1999-2004, Moscow
Design - Aces High Division

TopList